Методологические аспекты внедрения государственной политики

26-11-2018

На наш взгляд, таким украинским реалиям больше соответствует дихотомическое деление процесса имплементации политики на две модели - директивную (сточную) и партисипативную. Первая модель или парадигма означает, что цели формируются на высоком уровне, а их внедрение осуществляется через слои рутинного и бюрократизированной принятия решений и адекватного выполнения. Такая модель является типичной для авторитарного стиля управления и исторически она согласовывалась с классической или естественнонаучной парадигмой, где каждый элемент системы осуществляет предписание относительно последующего и жестко детерминирует его. Противоположной сточной парадигмы будет восходящая, или партисипативного модель управления, строится "снизу вверх", то есть путем привлечения исполнителей к процессу принятия решений и его имплементации.

К типам внедрения политики можно отнести и утверждение Вебера об этике убеждения и этику ответственности [6, с. 20] - с пониманием того, что это два вида обоснования политической деятельности. Первый тип - это политическая ангажированность, стремление утверждать лишь собственное (партийное) видение, а второй тип может иметь две основы: институциональную ответственность (довольно часто продиктованную лишь принципу лояльности и конформизма) и рационально обоснованной нравственности (в И.Канта - категорический императив).

Определение модели внедрения политики как парадигмы означает единство (преемственность) политики и управления. Особенностью парадигмы в нашем методологически-прикладном значении является сочетание описательности и приписовости. Концепция как основополагающий момент создания (включая практическое внедрение) государственной политики дает определенный описание действительности и ее вызовов. Однако она одновременно дает свернутую идею будущего - возлагает в умозрительной форме желаемое состояние изменяемой действительности. Парадигма как модель опосредования двух стадий политической жизни (формирование и внедрение политики) определяет систему средств деятельности: последовательность различных методов, отдельных приемов и практик-умений осуществления отдельных управленческих шагов т.д.. Важным здесь является четкое согласование методов с концепцией. И в этом контексте, несмотря на всю вариативность используемых методов, парадигма является нормативной или приписовою (императивным) модели. Можно констатировать, что парадигма имеет следующие свойства:

- Наряду с воспроизведением реальной ситуации в ней представлен проект будущего;

- Демонстрирует мере человеческой свободы, возможности субъекта использовать тот или иной трансформационный потенциал в диапазоне от "лишь только" до "все и уже сейчас";

- Имеет интерсубьективний характер и поэтому ее использование эффективно только вследствие распространения среди всех или, по меньшей мере, у большинства субъектов имплементации политических решений.


Смотрите также:
 Особенности бюджетного процесса на уровне местных бюджетов
 Суть, принципы, задачи бюджетного процесса
 НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
 Принятия управленческих решений по сохранению и воспроизводству трудовых ресурсов на местном уровне
 Подготовка государственных служащих: некоторые концептуальные положения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: