Недостатки рыночного саморегулирования

08-11-2018

Несостоятельность рынка обеспечивать людей общественными товарами

Общественные товары удовлетворяют потребности всех членов общества в целом. Такие товары имеют две основные свойства. Во-первых, невозможно ограничить использование общественного товара. Во-вторых, ограничение доступа потребителей к таким товарам невозможно или неэффективно. Первое свойство называется несуперництвом в потреблении, вторая - общедоступностью.

Несуперництво в потреблении порождает необычные для рыночной "экономики ситуации: если есть индивид, желающий воспользоваться благом, но неспособный за него платить, оптимальное использование ресурсов предусматривает предоставление ему этого блага бесплатно.

Доступность означает, что производитель не имеет реального выбора, кому предоставлять это благо: только тем, кто за него платит, всем желающим. То есть, поставщик общественного

блага не способен ограничить свои взаимоотношения с каждым потребителем отдельно.

Различным общественным благам в неодинаковой степени присущи свойства несуперництва в потреблении и общедоступности. Те, которые в высший степени обладают этими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, что у них хотя бы одно из свойств выражена в умеренной степени, называются смешанными общественными

благами. Товары, не имеющие этих свойств, называются частными товарами.

Некоторые общественные блага могут быть доступны представителям отдельных общественных групп населения, например, жителям отдельных городов, регионов. Такие общественные блага называют локальными.

Иногда общественные товары могут производиться и частным сектором, но это не всегда эффективно. Неэффективность предоставления общественных благ частными производителями связана с тем, что производитель для возмещения производственных затрат и получение прибыли от продажи общественных товаров должен требовать плату с потребителей этих товаров. Но этому мешают два препятствия. Во-первых, «проблема зайца», есть проблема, связанная с нежеланием отдельных людей добровольно оплачивать потребление общественных благ. Во-вторых, регулирование взаимоотношений между производителем и потребителями общественных благ требует создания громоздкого административного аппарата.


Смотрите также:
 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ОБЛАСТИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Недостатки рыночного саморегулирования
 Активизация инвестиционного процесса как приоритетное направление государственной политики
 Общая оценка экологической ситуации в Автономной Республике Крым
 Суть, принципы, задачи бюджетного процесса

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: