Недостатки рыночного саморегулирования

08-11-2018

Внешние эффекты (экстерналии)

Экономика базируется на принципе «за все надо платить». По эффективного функционирования рынка производитель использует ресурсы, возмещая расходы в размере их стоимости, а потребитель должен полностью оплачивать стоимость купленного товара. Такой порядок является необходимым условием оптимального по Парето распределения ресурсов.

Однако в экономике случаи, когда фирма требует затрат от другой фирмы, но не компенсирует их, или наоборот, когда

предприятие создает блага для других, но не получает эквивалентного прибыли.

Ситуации, когда действия одного субъекта рынка наносят ущерб другим, называются негативными внешними эффектами (отрицательными екстерналиями), а ситуации, когда действия субъекта рынка дают благо другим - позитивными внешними эффектами (положительными екстерналиями).

Следовательно, предприятие, которое порождает негативные экстерналии, переводит часть расходов на других, а то, которое создает положительные экстерналии, берет на себя часть расходов по реализации чужих интересов. Там, где имеют место негативные экстерналии, возникает тенденция к относительному перепроизводству чрезмерного расходования ресурсов. Положительные экстерналии обращающихся на относительное недопроизводство, поскольку для тех, кто их создает, результаты производства оказываются неадекватными затратам.

Неполнота рынков

Чистые общественные товары являются единственными товарами, которые не могут быть адекватно обеспечены частными производителями. Каждый раз, когда предприятия могут обеспечить потребности потребителей в любых товарах, даже если цены превышают затраты на их производство, можно говорить об ошибке, которая называется неполнотой рынка (полный рынок обеспечивает потребителей товарами, цены на которые превышают затраты на их производство).

Несовершенство информации

Функционирование рынка в значительной мере за лежит от того, насколько исчерпывающе участники сделок осведомлены о потребительских свойствах товаров и услуг, альтернативные возможности их производства и потребления, а также о тенденциях изменения конъюнктуры. Недостаточность информации лимитирует возможности эффективного использования ресурсов, приводит неоптимальную поведение продавцов и покупателей. Она также ограничивает конкуренцию, мешает заключению долгосрочных угод.Информацийни проблемы является главной причиной неполноты рынков. Имеются в виду ситуации, когда потребности в отдельных товарах не могут быть удовлетворены, поскольку потенциальным производителям приходится действовать в условиях неопределенности. В ответ на запросы потенциальных потребителей не возникает адекватного предложения. Согласно рыночный механизм оказывается неспособным реализовать потенциальную эффективность по Парето.


Смотрите также:
 Понятие и виды корпоративной формы инвестирования.
 Особенности бюджетного процесса на уровне местных бюджетов
 НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
 Активизация инвестиционного процесса как приоритетное направление государственной политики
 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ОБЛАСТИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: