ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

21-10-2018

Исполнительная власть производится системой специально создаваемых субъектов - органами исполнительной власти различных уровней, наделенных соответствующей компетенцией, отличной от судебной и законодательной ветвей власти. В новейшем украинском законодательстве термин "орган исполнительной власти" в первый раз возник в Декларации о государственном независимости Украины, в которой было закреплено принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В юридической науке и практике времен бывшего СССР, отталкиваясь от господствующего постулата "народовластие", органами государственной власти признавались только Совета парламентариев трудящихся (впоследствии - народных парламентариев). Органы же, осуществлявших их решения, так и назывались - исполнительные органы (исполнительные комитеты соответствующих Советов). Отношении правительства (тогда - Совет Министров), его центральных органов - министерств и ведомств, то их официальное имя совпадало и происходила от наименования выполняемой ими деятельности - они именовались "органами государственного управления". Это было весьма удобно для понимания их природы, содержания компетенции и практического использования. В нынешней Конституции Украины эти государственные органы получили современное наименование - "органы исполнительной власти", имеет глубокий общественный смысл. Такое изменение понятий нужно из исторических изменений, происходящих сейчас в самой сущности украинской государственности, массы преобразований в организации и функционировании государственной власти, в первую очередь с ориентации нашей страны на построение демократического, социального, правового государства.

Вопрос определения понятия органа исполнительной власти требует целого ряда значительных уточнений. В том числе, требует выяснения проблематика понятий "орган исполнительной власти" и "орган государственного управления" и разработки подходов к их разграничения. Ведь в литературе часто эти понятия отождествляются, отталкиваясь от понимания их как структур, специально созданных государством для реализации управленческих функций. Подобный упрощенный подход является неправомерным, а поэтому отметим, что органом исполнительной власти является орган государственного управления, который официально признан органом исполнительной власти. Сейчас подобным четким правовым определяющим фактором,, является нормативная фиксация по последним статуса органов исполнительной власти в разделе VI Конституции Украины и Указ Президента Украины от 15 дек. 1999 г. "О системе центральных органов исполнительной власти".

Какие же органы тогда подпадают под определение "орган государственного управления" и вообще подобный термин имеет право на существование? К этим органам возможно отнести те, деятельность которых - форма выражения не только лишь исполнительной власти: администрации государственных компаний, учреждений, организаций. их специфическое место, что связано лишь с внутренней (в пределах соответствующей организации) направленностью управленческой деятельности, располагается вне системы органов исполнительной власти. Эта специфика заключается в том, что с помощью государственного управления реализуется так называемая административная власть .


Смотрите также:
 Основные задачи и функции управления.
 Бюджетная функция
 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ УКРАИНЫ
 Делопроизводство и документирование
 ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: